О борьбе со страстями.

О борьбе со страстями. Приближается Великий пост — время, когда христианин прилагает особенные усилия к борьбе со своими страстями.
Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад бороться с ними.

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:
Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные.

Люди – плотские, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, – и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены.
Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем”, – то был помилован.


Люди - борющиеся со своими страстями. На них нападают всякие страсти, но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части – но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому – такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…


Наконец, люди совершенные – это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение».


Страсти — это то, что нам препятствует жить с Богом, то есть жить полноценно. Это болезни нашей души.
Преподобный Макарий учил: «Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь; но когда этого нет, то будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».


Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:
«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».


Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:
«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».


Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:
«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: “Ну что, живы ли ещё покойнички?” Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».


Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:
«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».


Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:
«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.


Когда святой Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

– Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

– Оттого, – сказал святой, – что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».



Преподобный Амвросий неоднократно повторял, что невозможно человеку исправить себя мгновенно, это долгий труд.

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит».
Рейтинг:  +12
Татто
21 февраля 2017 года 1 90 1
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru О борьбе со страстями.
  Приближается Великий пост — время, когда христианин прилагает особенные усилия к борьбе со своими страстями.
Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад бороться с ними.
По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:... Читать полностью
 


Дневник группы "Православие.":



Комментарии:

21 февраля 2017 года
+3
Господи! Подари и нам хоть немного благотерпия своего!
Помоги обуздать непомерный гон жизни, замедли время и дай помолиться не спеша и задумываясь в сказанном!


Оставить свой комментарий
B i "