Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда Основы психоаналитического подхода к пониманию развития пси-
хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939)1. Психиче-
ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-
нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с
усложнением ее структур и функций.

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию
принципиальной возможности осознания психических процес-
сов) — сознание, предсознание и бессознательное.

В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси-
хики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влече-
ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз-
нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал
развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к
внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо-
димому.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных
компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре-
менно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожден-
ный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци-
пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече-
ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет
энергетическую основу психического развития
(Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть
личности. Она возникает по мере биологического созревания между
12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реально-
сти. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение
человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво-
рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены.
При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в те-
чение жизни должен ослабевать.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая
личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.
Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контро-
лирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют
конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, на-
пряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд за-
щитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация,
сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка
еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания
становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный
тип характера, т.е. фундамент личности закладывается пережива-
ниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд
’ не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова-
нию основных положений своей теории развития личности, анали-
зируя невротические нарушения взрослых пациентов.

Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрей-
дом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности»
(1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким коли-
чеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго опреде-
ленной последовательности перемещается по разным областям тела
(рот, анус, гениталии).

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных
стадий по мере созревания организма (биологический фактор
развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем лю-
дям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрас-
тного развития 3. Фрейда называют психосексуальной т е о -
рией личности, поскольку центральная линия его теории
связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как
получение удовольствия. Названия стадий личностного развития
(оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на ос
новную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение
удовольствия в этом возрасте.

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существу-
ет опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компонен-
ты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических
симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 ме-
сяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психо-
сексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -
ганической потребности и включает действия, связанные с
кормлением грудью: сосание, кусание и глотание.
На оральной стадии складываются установки в отношении дру-
гих людей — установки зависимости, опоры или независимости, до-
верия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его
любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуля-
ции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) заклады-
вает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.
Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев
жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) ис-
кажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас-
сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в
качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации
беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одоб-
рении своих действий со стороны. Слишком много родительской
нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалован-
ным», зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зу-
бов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, насту-
пает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на
орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой
личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отноше-
ние к другим, пессимизм.

Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной
зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к
оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать
остаточным оральным поведением — обжорством, курением,
грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с воз-
никновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Аналь-
ная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от ра-
боты кишечника, от выделительных функций, с интересом к
собственным фекалиям.
На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользо-
ваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от
инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи-
куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и
саморегуляции ребенка.
Правильный воспитательный подход опирается на внимание к
состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожне-
нию кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-
ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитив-
ный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и
даже гибкости мышления.
При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя
чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как
можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные
моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возника-
ют своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запо-
ров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции,
распространившись позже на другие виды поведения, приводят к
складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживаю-
щего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкива-
ющего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуаль-
ного развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фал-
лической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат-
ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к
вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.
Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка-
ждого человека возрождается некий исторический конфликт — ком-
плекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать»
матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с
отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказа-
ния с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.
Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу),
которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между
пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания)
свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а -
ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, по-
ступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует
возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента
структуры личности.
У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий
комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Элек-
тры также происходит путем идентификации себя с родителем сво-
его пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, уве-
личивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к
своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет
до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии на-
правляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, позна-
ние, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо
подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении
человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обуслов-
ленная биологическим созреванием в пубертатный период и завер-
шающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-
ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на
новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит ин-
терес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного
пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор
брачного партнера, создание семьи.
Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение
от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает
нужную для культурного процесса противоположность старого и
нового поколений.
Гениталъный характер — это идеальный тип личности с пси-
хоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое
качество генитального характера — способность к гетеросексуальной
любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая
личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она мно-
гогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и
способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откла-
дывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуаль-
ных отношениях и забота о других людях.
Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период,
который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден,
что все самое существенное в развитии личности происходит до
пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функциони-
рует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо
особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство
отдельного индивида преформировано событиями из истории раз-
вития человеческого рода (эта линия представлена возрождением
Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии лич-
ности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщест-
ва и т.п.).

Самые значимые факторы становления личности в классическом
психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с
родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в ран-
нем детстве, травматические переживания в детские годы и фикса-
ция либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в буду-
щем.
 
Вы согласны с теорией З.Фрейда?


Внимание! Ваш ответ будет опубликован на сайте.
Рейтинг:  +2
Anna Winchester
24 сентября 2013 года 2305 8
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
  Основы психоаналитического подхода к пониманию развития пси-
хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939)1. Психиче-
ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-
нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с
усложнением ее структур и функций.
Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию... Читать полностью
 


Дневник Anna Winchester:



Комментарии:

24 сентября 2013 года
0
Ну надо же!Машина времени существует!
Словно на паре по психологии побывала.Не смогла до конца дочитать,в сон стало клонить.
Да простит меня автор сего поста

24 сентября 2013 года
0
Щита паделать . На лекции по общей психологии слухать было интереснее(особенно с примерами.хдд.пол группы ухахатывалось )

24 сентября 2013 года
0
Верю. У меня по психологии 3 с натяжкой.
И ещё,я не минусила,чесслово,никогда не делаю это втихаря

24 сентября 2013 года
0
Я понял. Просто Фрейд со своим психоанализом не всем по душе.хдд
Кстати, а на кого вы учились? Стлучайно,не на педагога?

24 сентября 2013 года
0
Нет Только не смейтесь,но год на продавца прод и непрод.товаров.
Да-да,мы тоже изучаем психологию.Я из тех продавцов которые учились в спец.учреждениях,а не "т.Мани" 2 месяца.

24 сентября 2013 года
0
А щита тут смешного? Психологию очень нужно знать всем чия профессия предполагает общение с разными людьми. Продавцу тоже нужно к каждому покупателю подход найти .

24 сентября 2013 года
0
Ничего не поняла,но плюсик поставила.Ибо заставили малость подумать,а то сегодня такая лень напала,ну ничего делать не охота,а тут,хоть что-то умное пыталась прочесть

24 сентября 2013 года
0
Психология наука молодая. Фрейд работал с подсознанием, а подсознание это тьма и чернее нашей самой черной ночи.
Много пишут про подсознание и не знают , что это такое.
Хорошая книга есть для нашего просветления головы---автор Сатпрем, название книги---Шри Ауробиндо или путешествие сознания.
просветляет голову, улучшает нашу повседневную жизнь и ведет к хорошему.
Психическое существо в человеке-это наша высшая часть и это мы настоящие.
это существо не у каждого человека открыто и развито у всех по разному.
Это самая светлая часть наша, это наше истинное Я.
Есть много методов открытия нашего высшего Я.
Для этого хорошо найти духовного Учителя, настоящего Учителя, который знает все меры безопасности.
Духовный Учитель ---в его присутствии вы ощущаете РАДОСТЬ, МИР, Покой, Тишину, Спокойствие---но это большая тема и интересная тема---поиск своего Психического существа и поиск своего ГУРУ.


Оставить свой комментарий
B i "