
Тайна межличностных отношений кроется в тех оценках, которые мы даем другим людям и самим себе при общении с ближними.
Если мы смело ставим штамп на другом человеке как низшем, худшем или неправом по отношению к нам, то вряд ли наше общение с ним будет ровным и гладким.
Если же мы видим в нем светлое и доброе, то, естественно, у нас будет больше шансов на светлое и доброе общение с ним.
Если говорить о наших суждениях, то Господь заповедует нам никого не судить.
Ведь мы сами не судьи, а подсудимые и потому не знаем, что представляет собой тот или иной человек по своему существу, не знаем, почему в одной ситуации он поступил хорошо, а в другой плохо.
Иногда же и сам наш взгляд на другого, что якобы он поступает греховно, глубоко ложен и несправедлив перед всевидящим оком Божиим.
Иногда нам кажется, что другой человек неприветлив к нам, неласков.
Мы начинаем думать, что он не чувствует душу других людей, не любит их.
А может быть, этот человек замкнулся в себе, потому что сильно переживает.
У него неприятности, отчего не нашлось сил быть отзывчивым к другим людям.
И не винить его в своей душе, а поддержать и помолиться о нем – вот что так требуется.
Есть давнее наблюдение.
В суждении человека об окружающих во многом проявляется личность самого судящего.
Как именно?
Увы, мы часто судим о других по себе.
Как правило, в своих суждениях человек наделяет других собственными качествами – либо отрицательными, либо положительными.
В этой связи можно даже сформулировать новую пословицу: скажи мне, как ты отзываешься о ближних, и я скажу, кто ты.
А у поэта Расула Гамзатова есть такие строки:
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?» –
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
Итак, во многом от нас самих зависит, что именно видим мы в другом человеке – хорошее или дурное.
Преподобный авва Дорофей рассуждает по этому поводу: «При встрече с людьми больше всего нужно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение.
Имею множество примеров, доказывающих, что всякий судит о других согласно собственному душевному состоянию.
Допустим, например, что кому-то случилось стоять ночью у дороги, и мимо него проходят три человека.
Увидев стоящего, один из них подумает, что он, наверно, поджидает кого-то для блудного свидания; другой подумает, что этот, несомненно, вор: вид у него подозрительный; третий подумает, что этот, наверно, с кем-то условился пойти вместе в храм помолиться и потому ждет его.
Так, трое видели одного и того же человека на одном и том же месте, но подумали о нем совсем разное.
И это, очевидно, соответственно настроению каждого из них.
Как черно-желтые и худосочные тела всякую пищу, какую бы они ни приняли, превращают во вредные соки, хотя бы она была и самой полезной, так и душа с испорченным нравом получает вред от всего, с чем имеет дело, даже от самого хорошего.
А имеющий добрый нрав подобен тому, кто имеет здоровый организм, который если и проглотит что-либо и не совсем полезное, все же превратит все в хорошие соки.
Так и мы, если будем иметь добрый нрав и будем хорошо себя настраивать, то от всякого дела получим духовную пользу».