Задушевная беседа.

Задушевная беседа. Из личных воспоминаний православного писателя Сергея Большакова известно, что он встречался со схиигуменом Иоанном на Новом Валааме.

Как-то раз в августе они сидели в саду и беседовали.

День был теплый и солнечный, но уже чувствовалось приближение осени.

Прозрачный воздух, резкие тени. Тихое утро золотилось на солнце.

– Скажите, отец Иоанн, об уклонениях в молитве Иисусовой. Бывают они или нет?

– Как же не быть?

Бес всюду приражается.

Если к мирянину приставлен для искушения один бес, то к монаху – два, а к делателю и все три. Сборник «О молитве Иисусовой» и «Беседы о молитве Иисусовой», которые издал покойный игумен Харитон, читали?

– Читал.

– И там об этом говорится довольно много. А сущность та, что при молитве Иисусовой надо иметь глубокое смирение и отнюдь не мнить. А иные мнят.

Для чего мы читаем молитву Иисусову?

Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и почувствовать любовь к ближнему и правде, – тогда мы живем в Боге, Который есть любовь.

Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и тому подобное.

Такой подход к молитве крайне греховен.

Так поступающие обольщаются бесами, которые им дают от себя некую власть, чтобы их совсем погубить навеки.

Вот был я игуменом на Печенге.

Это очень далеко, на берегах Ледовитого океана.

Летом солнце три месяца не заходит, а зимой – трехмесячная ночь.

И великое одиночество.

Бурный океан и безлюдная, унылая тундра кругом.

В таких условиях бывает, что, молясь исступленно, некие иноки весьма повреждаются и начинают слышать голоса и видеть видения и тому подобное.

Одному такому стали слышаться голоса в келлии, будто ангельские, внушавшие ему, что он достиг дивной высоты и может чудеса творить и даже, как Спаситель, по водам ходить.

Убедили эти голоса бедного испытать себя на деле, пройти по тонкому льду, якобы он уже невесом.

Ну, он и пошел, и провалился в воду.

Хоть он и кричал и его вытащили, однако от холодной воды заболел и вскоре умер, покаявшись.

Это крайний случай, а других бес иначе донимает.

Молясь и видя в себе некий прогресс духовный, начинают они кичиться им и всех прочих считать низшими себя и недостойными, а в себе видеть избранный сосуд Божий.

Такие молитвенники обычно всех осуждают, легко раздражаются при укорении, всегда пребывают в какой-то смуте.

Хотя и говорится у апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедающий Его Сыном Божиим спасен будет, но Сам Спаситель поучает, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

А эти люди хотя и взывают, но сердце их отстоит далеко от Господа. Нужно, значит, к молитве прибавлять еще исполнение заповедей, ибо вера без дел мертва, и делами вера достигает совершенства.

– А как узнать, отец схиигумен, к кому обращаться за советом?

– Ищи себе старца тихого, доброго, смиренного, пребывающего в мире совести и внутреннем безмолвии, то есть никого не осуждающего.

А от тех, которые всех осуждают, всем недовольны да еще и сребролюбивы, – от таковых беги, ибо с ними сам еще развратишься.

Да помни еще и то, что со старцем жить можно до поры до времени.

А как научился деланию молитвы да блюдению помыслов, то зачем тебе и старец?

Нельзя все время быть ребенком, а с годами сам за все должен отвечать. Да и сам ты можешь старцем быть, когда придет время.

– То есть как это?

– Да очень просто. Старец есть человек, богатый духовным опытом и мудростью и великой любовью к людям.

Старцами бывали и простые монахи, как достопамятный Зосима Верховский, с которого Достоевский списал своего старца Зосиму, а вовсе не со святителя Тихона или отца Амвросия.

Прочтешь житие старца Зосимы – сам увидишь.

Таковы же были старцы Василиск Туринский, Иоанн Молдавский, схииеродиакон Мелхиседек, преславный старец, доживший до 125-ти лет.

Старец Даниил Агинский, великий подвижник и учитель, в Сибири, да вот Кузьма Вирский были простыми мирянами, а к ним за советом ездили не только миряне и священники, но монахи, и епископы, и из премудрых.

А разве не старец, да еще какой, автор «Рассказов странника».

В переписке отца Амвросия Оптинского я нашел, что был он из орловских крестьян, а как рукопись была найдена на Афоне, в Свято-Пантелеимоновском монастыре, то, вероятно, там есть и оригинал этой рукописи.

Вероятно, этот странник, возвращаясь со Святой Земли домой, в Россию, заехал на Афон, как многие паломники делали, да и рассказал о своих хождениях старцу иеросхимонаху Иерониму (Соломенцеву), а тот приказал записать, или странник сам записал, да, может, на Афоне и остался. Как знать?

– А странничество – подвиг, отец Иоанн?

– Да, и какой! Только юродство выше, ибо труднее. Но юродствовать не дозволяется, а только очень немногим, по благословению великих старцев.

Мы и малого-то снести не можем, куда уж там пускаться в великое.

Вот о старце Леониде Оптинском такую историю рассказывают.

Один монах надоедал ему просьбами благословить на вериги, а старец ему отвечал: «Зачем тебе вериги? Монашество само есть тяжкие вериги, если все делать как следует».

Но монах все клянчил.

Наконец старец благословил, а затем вызвал к себе монаха – кузнеца и сказал ему: «Придет к тебе завтра монах просить, чтобы ты ему вериги сделал, а ты скажи: «Зачем тебе вериги?» – да зауши хорошенько».

На следующий день прибегает разгневанный монах и объясняет, что он просил кузнеца сделать ему вериги, а тот вместо этого его заушил. «Ну вот, – сказал старец, – ты одной пощечины не стерпел, побежал жаловаться. Куда тебе носить вериги? Так вот и не надо выше головы прыгать».

– Вот мне отец Михаил говорит: сей, брате, доброе слово всюду, и в тернии, и при дороге, и на камени, все, может, что-нибудь и произрастет, и плод принесет, даже сторичный. Что вы думаете, отец схиигумен?

– Ну, уж раз отец Михаил так сказал, надо слушаться. Сей доброе слово всюду – вот и будешь странствовать, как тот странник. Это, брат, немалый подвиг.

– А смогу ли я выдержать, батюшка?

С верой сможешь, ибо сказано: все могу об укрепляющем меня Иисусе Христе.

Вот к молитве Иисусовой прилегай, она тебя и вывезет.




Преподобный старец Иоанн Валаамский (Алексеев), схиигумен
Письма валаамского старца
Рейтинг:  +11
Татто
17 ноября в 8:27 84 12
Коды для вставки:

HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Diets.ru Задушевная беседа.
  Из личных воспоминаний православного писателя Сергея Большакова известно, что он встречался со схиигуменом Иоанном на Новом Валааме.
Как-то раз в августе они сидели в саду и беседовали.
День был теплый и солнечный, но уже чувствовалось приближение осени.
Прозрачный воздух, резкие тени. Тихое утро золотилось на солнце.
– Скажите, отец Иоанн, об уклонениях в молитве Иисусовой... Читать полностью
 


Дневник группы "Православие.":



Комментарии:


18 ноября в 14:13
+1

17 ноября в 11:06
+1

18 ноября в 14:13
+2

17 ноября в 12:43
+1

18 ноября в 14:13
+2

17 ноября в 13:13
+1

18 ноября в 14:14
+2

17 ноября в 13:41
+1

18 ноября в 14:14
+1

17 ноября в 17:55
+1

18 ноября в 14:14
0


Оставить свой комментарий
B i "