Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых известных и почитаемых икон в России.
Перед ней венчались на царство российские государи, с её помощью отражались вражеские набеги.
Когда отмечается день Владимирской иконы Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери в России является одной из самых почитаемых. Это обусловлено тем, что вся её история, начиная с XII века, когда она появилась на Руси, неразрывно связана с историей Российского государства и самыми значимыми событиями в ней.
Так появились три дня, посвящённые Владимирской иконе Божьей Матери, которые отмечаются и поныне православной церковью, — это 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. По старому стилю, соответственно, даты такие: 21 мая, 23 июня и 26 августа. Каждая из них связана со спасением Москвы от захватчиков благодаря заступничеству Богородицы: 3 июня 1521 года — от хана Мехмеда Гирея, 6 июля 1480 года — от хана Ахмата, а 8 сентября 1395 года — от Тамерлана.
Самой почитаемой датой при этом считается 8 сентября (26 августа), поскольку, согласно преданиям, в этот день Богородица лично явилась Тамерлану во сне и велела ему уходить с русской земли. Поэтому 8 сентября отмечается также сретение (со старославянского «встреча») Владимирской иконы Божьей Матери, которую как раз в это время переносили большим крестным ходом из Владимира в Москву.
История Владимирской иконы Божьей Матери
Русская православная церковь считает, что Владимирской иконе Божьей Матери ни много ни мало 2000 лет — ведь, согласно её данным, лик Богородицы изобразил апостол и евангелист Лука, использовав для этого доски стола, за которым ужинали Спаситель, Богородица и Иосиф Обручник. Насколько это верно, учёные до сих пор спорят, поскольку для такого почтенного возраста икона очень хорошо сохранилась. По их мнению, вероятнее всего, Владимирская икона Божьей Матери — всё-таки копия или список древней святыни.
Так или иначе, согласно церковным преданиям, икона до V века хранилась в Иерусалиме, затем её переместили в Константинополь. И уже оттуда спустя шесть веков она попала на Русь — в 1131 году её подарил патриарх Вселенский Лука Хризоверх русскому князю Юрию Долгорукому.
По российской земле икона много путешествовала и не сразу нашла свой окончательный приют. Сначала её поместили в женском Богородичном монастыре в Вышгороде, потом, в 1155 году, сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перевёз её в свою резиденцию в Боголюбово, а затем во Владимир-на-Клязьме. Здесь специально для иконы в 1160 году был построен Успенский собор, где она и обосновалась. По распоряжению князя её украсили богатым окладом, а сама икона получила название Владимирская.
Андрей Боголюбский брал икону с собой во время похода на волжских булгар в 1164 году, а в 1175 году, после того как его убили, её захватили рязанские князья. Вернуть икону во Владимир удалось только младшему брату Андрея Боголюбского Михаилу.
Как Владимирская икона попала в Москву, неясно до сих пор — это остаётся предметом споров между историками. Вероятнее всего, это произошло в 1480 году, после стояния на реке Угре. Так икона получила новое почётное место — ей закрепили в Успенском соборе в Кремле справа от царских врат.
Именно перед Владимирской иконой Божьей Матери с XVI века венчались на царство русские правители, именно перед ней молился царь Иван Грозный в 1552 году перед походом на Казанское царство, с ней же просители пришли к Борису Годунову, чтобы он занял престол после смерти последнего из рода Рюриковичей царя Фёдора. До начала XX века именно Владимирский образ оставался одним из самых почитаемых в России.
Удивительно, но Владимирская икона Божьей Матери пережила даже революцию, несмотря на все антирелигиозные постулаты новой власти. Более того, в 1918 году её отдали на реставрацию, затем передали в Государственный исторический музей, а оттуда — в Третьяковскую галерею.
Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери
Уже одно то, что Владимирская икона Божьей Матери пережила 2000 лет скитаний по разным землям — само по себе чудо. Даже если, вопреки официальному мнению церкви, нынешняя икона — список с древней святыни, всё равно её история изобилует примерами, когда гибель проходила мимо неё, не коснувшись. Например, в 1185 году во владимирском Успенском соборе случился пожар, в котором погибло множество святынь, но Владимирский образ уцелел.
То, что икона в 1155 году обосновалась во Владимире, также связано с чудом: по легенде, Андрей Боголюбский собирался ехать с ней в Ростов, однако на берегу реки Клязьмы кони сами по себе остановились и отказались идти дальше. Тогда князь стал молиться иконе, и ему явилось видение: сама Богородица спустилась к нему и приказала оставить образ во Владимире, а также построить обитель в её честь.
Однако главные чудеса, связанные с Владимирской иконой Божьей Матери, связаны с тремя датами её памяти — 3 июня, 6 июля и 8 сентября. В эти даты в разные годы икона, как считается, спасла Москву от нашествия чужеземцев.
Самое раннее событие произошло 8 сентября 1395 года. Тогда хан Тамерлан шёл военным походом на Москву, которая только-только закрепилась в статусе главного центра русских земель. Чтобы спасти столицу, великий князь Василий и митрополит Московский Киприан обратились к владимирскому духовенству с просьбой пройти крестным ходом от Владимира до Москвы вместе с иконой Богородицы. Вероятно, помимо этого, так обеспечивалось и спасение самой иконы от завоевателей. По пути икону встречало множество народа, вся Москва и окрестности молились о спасении. По легенде, когда Владимирский образ внесли на Кучково поле, Тамерлану во сне явилась Богородица и потребовала от него покинуть русские земли. Испугавшись знамения, Тамерлан действительно отказался от планов завоевания Москвы и вернулся с войсками обратно.
Ещё одно чудо случилось 6 июля 1480 года во время стояния на реке Угре. Тогда на столицу с войском двигался хан Ахмат, и когда он подошёл к реке, его на противоположном берегу встретило войско московского князя Ивана III. Вся Москва, согласно легенде, молилась о спасении перед Владимирской иконой. Битвы в итоге так и не произошло, хан отступил, не решившись дать бой, а реку Угру стали называть «поясом Богородицы».
Наконец, 3 июля 1521 года российская столица спаслась от нашествия крымского хана Мехмеда Гирея, 100-тысячное войско которого не удавалось остановить на протяжении долгого времени. Пока князь Василий III занимался подготовкой армии, слепая инокиня из московского храма и Василий Блаженный увидели одно и то же видение: как московские священники уходят из Москвы с Владимирской иконой в руках, чтобы спасти её, но их встречают у Спасских ворот преподобный Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, прося не покидать город. Священники совершили молитву о прощении грехов жителей города и вернулись с иконой в Москву. Так было предсказано, что город устоит перед вражеским нашествием. Явилась Богородица и самому Мехмеду Гирею — на сей раз она предстала в окружении грозного войска. Как и Тамерлан больше века назад, хан Мехмед Гирей испугался видения и отвёл войска от Москвы.
Иконография и значение Владимирской иконы Божьей Матери
Богоматерь считается заступницей и защитницей России, а Владимирская икона в Её честь — главным образом, который спасает русскую землю от захватчиков. Неудивительно, что именно перед этой иконой венчались на царство все государи династии Романовых, а также перед ней проходили выборы патриархов Русской православной церкви.
Кроме того, Богоматерь считается защитницей не только всего народа, но и каждого человека в отдельности, поэтому ей молятся и о личном заступничестве.
Сама же Владимирская икона написана в иконописном типе Умиление (Елеус): согласно его канону, Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Богородицы, а та обнимает Его одновременно с нежностью и скорбью об уготованной Ему доле. Но, в отличие от других икон этого типа, на Владимирском образе видна подошва ступни Младенца, поскольку Его нога изображена согнутой. Возможно, эта деталь появилась позднее, во время одной из реставраций.
Кроме того, на обороте Владимирской иконы также есть изображения: здесь выписаны орудия страстей Христовых — крест, копьё, которым Его пронзили, губка на трости, с помощью которой Его поили, — а также Этимасия, то есть престол уготованный. Эти образы появились в XV веке. Возможно, изначально икона была двусторонней: так, есть предположение, что под этими изображениями скрывается образ Николая Чудотворца.
Где хранится Владимирская икона Божьей Матери
В 1918 году Владимирскую икону отправили на реставрацию, которая длилась 8 лет. Затем её передали в коллекцию Государственного исторического музея, а ещё некоторое время спустя она переместилась в Третьяковскую галерею.
Здесь, в Третьяковской галерее, икона и хранится до сих пор. Она расположена в домовой церкви при галерее — храме-музее святителя Николая Чудотворца в Толмачах. От повреждений, а также другого влияния внешней среды её защищают прочное стекло и специальный короб, в котором установлены датчики, отслеживающие состояние реликвии.
[/i]Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Владимирской:
«О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Вера в чудо , всегда с нами остается