Медицинский психолог Татьяна Гер(асименко)
Вопрос:
Ольга , 13 января 2012 года
Здравствуйте Татьяна. Мне 50 лет, я уже бабушка и меня очень волнует, что мой младший внук (ему 3 года и 3 месяца )почти не говорит , только отдельные слова, заниматься ничем не хочет, сразу в слезы или все раскидает и уходит, играет только в машинки, как привлечь его внимание мы не знаем, повторять что либо за нами не хочет, в садик ходит, с детьми тоже не разговаривает, Обращались к врачам , сказали что у него все с психикой в порядке, логопед говорит что с ним рано заниматься, Как нам быть? Родители на него сердятся и говорят что он тупой, а он все понимает, он очень подвижный. А я так переживаю, не знаю как помочь, помогите пожалуйста, к каким специалистам надо обратиться?
Ответ:
Татьяна Гер(асименко)
Медицинский психолог, гештальт-терапевт, высшая квалификац.категория
Вы знаете, во-первых, родителям вашего внука категорически запретить называть его тупым. Они делают это из чувства бессилия и попытки его смотивировать. Но кроме агрессии, страха, заниженной самооценки и нежелания учиться это ничего не вызовет. Такие эпитеты просто исключить! Вы не написали, каких врачей вы посещали. Кого нужно посетить: детского невролога (невропатолога), психолога по раннему развитию (специалиста по детям до 4 лет). Что вам еще делать. Нельзя требовать от него воспроизвести то, чему его учат, нельзя просить его повторить или запомнить что-то, нельзя заставлять его к чему-то приобщаться. Это вредно. Важно заниматься с ним, а именно читать ему, что-то рассказывать, по дороге/в прогулке что-то объяснять. Все эти учебные "интервенции" должны быть короткими - не более 5 минут. Не настаивать на внимании ребенка. Дело в том, что даже дети, которые долго не говорят, но слышат хорошую грамотную речь, с кем разговаривают взрослые, такие дети накапливают информацию и потом выдают ее в приличном объеме. Например, ребенок до 3 лет не говорил, а потом сразу начинает говорить фразами и предложениями. Не читает, но слыша сказки, потом вдруг пересказывает, то что слышал (но когда сам захочет). Нужно родителям учиться развивать ребенка на том материале, который ему интересен. В таком возрасте интерес неустойчив, импульсивен, надеяться на другое - просто неверно. И очень важно эмоционально поддерживать ребенка, выражать ему любовь словами и телесно (обнимать часто). потому что ребенок чувствует неприятие, и это станет непреодолимым препятствием для обучения. Понимаете, при нарушенных отношениях со взрослыми воспитание невозможно! Сначала отношение, потом обучение. Поэтому никаких слов по типу "тупой" и "лентяй" ни в коем случае. Я рекомендую родителям вашего внука посетить мой цикл онлайн-семинаров по родительской грамотности "Мой ребенок и я. Курс родительского мастерства" - с 1 февраля. 2 раза в неделю по 1 часу. Цена очень лояльна - 300 руб/час. Уверена, это им будет интересно и полезно. На онлайн-семинарах они смогут задать свои вопросы в прямом эфире.