Меняем себя, не изменяя себе
Вопрос:
Аноним , 24 декабря 2011 года
Добрый вечер. проблема в периодической булимии.. поняла что как начинается нехватка денег- начинается дикое обжорство.. детство провела в семье , где был культ еды и лишний вес, изобилие в холодильнике было главным критерием "счастья".( жили заграницей в советское время- командировки отца) мое желание заниматься спортом вседа пересекалось- типа того- ногами махать - ум не надо- лучше учись на отлично, и занимайся музыкой. я сама , начитавшись Ефремова- стала заниматься спортом тайком от родителей, бегала по утрам до 10 км (!!!!!!!!!!!!!) плавала мин 40 25 тиметровых бассейнов разными стилями ЕЖЕДНЕВНО, занималась помимо этого аэробикой и тп. и похудела- в детстве всегда был лишний вес, обзывались в школе .. дети жестоки.. с 14 лет стала первой красавицей школы, а потом и института. при этом училась на отлично.Но с родителями отношения испортились, сбежала от них в россию. как бы в институт. забеременела, вышла замуж, после родов быстро привела себя в норму.. ежедневно занималась дома. пост перестроечное время сильно изменило нашу семью. денег не хватало. и как то.. мой супруг уехал отдыхать с нашим сыном, а я работала.. должна была получить зп, потому денег мне не оставил, забрал все с собой. ну вобщем фирма развалилась и я осталась на полтора месяца без денег, без работы с пустым холодильником и с 8-ю кг лука на балконе(купленным по дешевке) и бутылкой нерафинированного масла. напомню, что это был 94 г, мобильников и инета не было. лето, все на дачах или отдыхе.. все мое занятие за эти полтора мес были - уборка квартиры , пляж, ( жила недалеко от москвареки) питье воды , а вечером- долгожданная еда - салат из ошпаренного лука с маслом и уксусом( была эссенция, ее разводила) . мне, такой успешной , с таким красивым мужем и сыном, было стыдно просить в долг у соседей или приятельниц с детьми.. я ходила к ним в гости и ела то пирожки то еще что то сладкое- что дадут..есть то хотелось постоянно.. а луковый салат могла есть только вечером- когда уже не надо ни скем общаться....запах то изо рта от лука..... Итог- через полтора мес, когда я встречала мужа на вокзале- я была- 10 кг( пи этом не страдавшая на тот момент избыточным весом. была 59-60 - стала 49-50 рост 166 гиперстеническое сложение) меня муж не узнал...такая ситуация.. и потом.. я заметила что как только заканчиваются деньги- я начинаю ЖРАТЬ.. впрок.. как в семье все хорошо с финансами и продуктами- я могу соблюдать диету, худеть.. но стоит настать кризису- начинаю есть тоннами.. у меня уже 88 кг.. сейчас не лучшее финансовое положение.. за год+ 10 кг.. что мне делать.. я понимаю причину переедания, я понимаю истоки- откуда она появилась. но как себя контролировать? прошу помощи....
Ответ:
Александр Дмитриевич Рау
wellness коуч, психолог, гештальт-терапевт, консультант по позитивной психотерапии, специалист по пищевым зависимостям
Здравствуйте! Тронут вашей историей, у вас было много сложностей, тяжелых переживаний, неприятных моментов. При этом меня впечатляет ваша стойкость и решительность, целеустремленность и упрямство, в хорошем смысле этого слова. Вы через многое прошли, со многим смогли совладать. Прослеживается связь между периодами жизненных трудностей и испытаний и набором веса, вследствие переедания. У вас была ситуация сильного стресса (1,5 месяца без средств к существованию), в которой вес сильно снизился. Ничего удивительного, что это было воспринято вами, вашим организмом как ситуация, угрожающая физическому существованию. Вообще, потребность в еде, относится к базовым потребностям. Это условие выживания нас, как биологических субъектов. Теперь, когда складывается угроза снижения уровня жизни, вы, вероятно, воспринимаете это как угрозу голодания. Логичный ответ на подобного рода угрозы - есть, наедаться, "запасаться" впрок. Такой, выработанный вами способ справиться с кризисными моментами.
Еще, как я понял, у вам "богатый" опыт снижения веса про помощи диет, ограничений в еде. Подобного рода попытки снижения веса воспринимаются организмом, как своего рода угроза голодания и приводят к стрессу. Условно говоря, ваш организм привык недоедать. После окончания диеты, как правило, у подавляющего большинства клиентов наблюдается увеличение веса, килограммы возвращаются, а иногда "приводят с собой друзей". В этом смысле, выход для вас это изменение своего режима и рациона питания и пищевых привычек. С первым вопросом поможет разобраться грамотный диетолог, а со вторым не обойтись без помощи психолога. Только такой вариант работы поможет вам спокойно снизить и, затем, удерживать вес на желаемом уровне.
Теперь о актуальной ситуации. Сейчас, как я понял, складывается похожая ситуация, как и 17 лет назад. Похожая, но не такая. Вы привыкли реагировать на подобные угрозы, увеличивая количество принимаемой пищи. Насколько сейчас серьезна угроза голодания? Попробуйте оценить реальные риски. Рассмотрите ситуацию в целом. Опишите угрозы, попробуйте перераспределить средства семейного бюджета, поищите способы справиться со сложностями не прибегая к еде. Начните вести дневник питания, отмечайте в нем ситуации, в которых вы переедаете. Какие ваши чувства и переживания приводят к таким ситуациям?
Разобраться с подобного рода сложностями в таком режиме трудно. Такие вопросы лучше решать в процессе очной психологической работы. " ...я понимаю причину переедания, я понимаю истоки- откуда она появилась..." это хорошо, но, видимо, недостаточно. Вопрос серьезный, поэтому, помня о вашем нестабильном в данный момент материальном положении, все равно настоятельно рекомендую вам обратиться к специалистам.
Пишите, мы мало что сможем прояснить здесь, но давайте постараемся хоть что-то сделать!