Меняем себя, не изменяя себе
Вопрос:
Анна , 16 октября 2011 года
Доброго времени суток, Александр Дмитриевич. У меня есть проблема: комплекс по поводу лишнего веса. Я на протяжении 20 лет вся в процессе. То худею, то жалею себя, свою участь и ем "как все", от того поправляюсь. Могу по 2 года без срывов трудиться в поте лица над своим телом (питание, спорт), а потом раз и все, устаю... и такое - "шаг вперед-шаг назад"- происходит постоянно. Есть причины лишнего веса: мне не в кого быть худой (гены), у меня проблемы в щитовидной железой, у меня сбился обмен веществ из-за диет в детстве и юности (я окончила хореографическую школу). Еще я мама 2-летнего пацана. Есть причины комлексов и страхов: мне говорили "худей" пока я танцевала преподаватели, мне говорили "пора худеть" родители, и я даже слышала от чужих людей, что моя мама жаловалась на мой вес им.. Я забыла сказать, что есть тянет, когда случается сильный стресс, знаю, что надо отвлечься, придумать себе занятие, приносящее такое же удовольствие, но на себе практиковать не получается. Легче съесть кусочек сыра, который уже лишний... Как бороться со своими страхами быть толстой?
Ответ:
Александр Дмитриевич Рау
wellness коуч, психолог, гештальт-терапевт, консультант по позитивной психотерапии, специалист по пищевым зависимостям
Анна, здравствуйте. Мне рисуется следующая ситуация. Ваше актуальное состояние определяется следующими вещами.
Первое, это наличие тех самых лишних килограммов. Причины этого различные. С генетикой не поспоришь, но вряд ли этот фактор является ключевым. По данным исследований американского центра по контролю за заболеваниями (2004) на долю генетических факторов, определяющих ваше здоровье, приходится всего 16%, в то время как 53% отводится образу жизни. Проблемы с щитовидной железой могут оказывать влияние на ваш вес в случае, если у вас имеется заболевание щитовидки (гипотиреоз) и вы его не лечите. В этом вопросе поможет врач эндокринолог.
Диеты, как вы уже поняли из собственного опыта, позволяют снизить вес лишь на время. Когда диета заканчивается лишние килограммы возвращаются снова. Это тоже вызвано образом жизни, который в принципе остается неизменным. Вам необходимо выработать правильный рацион (с этим может помочь тот же эндокринолог или врач диетолог). Психолог поможет изменить пищевые привычки и образ жизни. Комплексы и страхи, связанные с лишним весом, тоже лучше доверить специалисту психологу. Он же поможет проработать ситуации, в которых вы прибегаете к еде, пытаясь справиться со сложностями. Способ совладания со стрессом, который вы пробовали применять, видимо, не очень эффективный для вас. Попробуйте другие варианты поведения в стрессовой ситуации. Научитесь снимать напряжение и расслабляться по-другому.
В любом случае, ваша ситуация определяется комплексом причин, которые и решать надо комплексно. Но важно начать ее решать постепенно. Составьте план с конкретными шагами по его реализации. Например, сходить на консультацию к врачу эндокринологу до 1 ноября и и.д. Чем проще и конкретнее будут ваши шаги, тем вероятнее, что они будут выполнены. Любое совершенное действие, направленное на решение этой проблемы будет благоприятным образом сказываться на вашем здоровье и самочувствии и приближать вас к достижению цели.
Что совершенно точно нужно начать делать прямо сейчас - начать менять свой образ жизни. Это позволит сделать изменения устойчивыми, а результаты долгосрочными.