Медицинский психолог Татьяна Гер(асименко)
Вопрос:
Аноним , 27 февраля 2017 года
Добрый день, как бороться с курением в 14 лет, точнее 1 признаки с 10, уже несколько раз, ловила его, и не говорила мужу,думала под страхом одумается, в итоге опять словила и рассказала мужу, поругал его. Сегодня опять словила, на улице не хлдит так как наказан, интернет может 1час в день, а может и вообще не быть, телефона модного нет, так как сломался и больше за косяки не покупала. Сам скопил 1600, радости было, на тел копит. Я вообще не понимаю как вести себя, сегодня уже жестко ругала, и мне не стыдно и не жалко его. что делать. семья полноценная, мы не курим, муж военнослуж, я домахоз.в еде , запретов нет кромн чипсов и кириешек, газводы, колы и т.д. а остальном, питание полноценное, деньги на дорогу и питание даю, ни в чем не обдиляю, есть еще сын 6 лет, каждое утро начинается со слов доброе утро, и уходит, желаю удачи, хвалю за оценки,Муж не сильно проявляет чувство любви, но бывает и обнимет и похвалит, ощение нормальное есть общие интересы, может шахматы купить? муж умеет, научит их. незнаю что еще написать для полноты, и что делать, помогите советом, пожалуйста
Ответ:
Татьяна Гер(асименко)
Медицинский психолог, гештальт-терапевт, высшая квалификац.категория
Здравствуйте. Извините, что вам пришлось ждать ответа 5 дней - много работы. Судя по тому, что вы рассказываете, у меня складывается впечатление, что, возможно, у вас недостаточное взаимопонимание с вашим сыном - подростком. Вернее, вам трудно его понять. Я делаю такой вывод исходя из вашей аргументации про запреты, про санкции за косяки, про "полноценное питание" и так далее. Вы ничего не написали о вашем понимании его потребностей - ведь он находится в подростковом возрасте, и общение с ним, вероятно, должно строиться на другой платформе - на диалоге. Все, что вы написали, больше напоминает мне отношения, свойственные родителю и ребенку лет 11-12. Я могу ошибаться, но повторюсь, я исхожу из той аргументации, что вы приводите. Вы замечаете, что сын взрослеет? (курение - это частный случай, хотя про него ниже я напишу). Вы соглашаетесь внутренне с тем, что он взрослеет, меняется и с ним надо менять способ общения?
В этом возрасте очень важна роль отца в становлении мальчика. Ему нужен авторитет, который может по-свойски, почти на равных, а не менторски с ним доверительно говорить. И это должен быть (в идеале) тоже мужчина. Поэтому я говорю про отца. Разговаривал ли с ним отец про отношения с девушками, про страхи и вызовы, свойственные возрасту 14-15 лет, делился ли он с сыном своим опытом - как лично он проживал те или иные катаклизмы подростковости. (Делиться своим опытом, рассказать о чувствах, которые сам испытывал в типичных подростковых ситуациях - это единственный способ сделать так, чтобы подросток захотел услышать взрослого. Не назидания и менторство, а партнерский диалог). Это будет хорошая база для того, чтобы в какой-то момент заговорить с ним про курение. Конечно, если для вашей семьи не типично такой способ общения с сыном или папа крайне неуклюж в такой роли, то сразу начинать "разговор по душам" - это напугать и насторожить подростка. Но двигаться в эту сторону надо, небольшими шагами, но надо. Про курение в любом случае надо предпринять действия. Конечно, нет волшебной кнопки, чтобы отучить подростка курить. Возможно, в свете вышеизложенного (если парень не чувствует, что родители хотят видеть в нем взрослеющего человека) курение - это протест и способ расширить свои возможности (потому что, например, запрет на чипсы, кириешки, газводу, колу и т.д - это запрет на все, что любят подростки. А "полноценное питание" - это точно не то, что будет для них ценностью, скорее наоборот - повод для бунта). Варианты работы с курением:
- доверительный разговор про то, почему закурил (если это способ влиться в подростковую компанию, то мотивом бросить может стать мысль, что "все курят, а я такой крутой/особенный - не курю, и это моя фишка". Может сработать, но шансов не много - подростки любят копировать друг друга. Хотя я знаю случаи, когда мотив "быть особенным, выделяться" тоже работал с подростками. Надо пробовать.
- отцу заставить сына выкурить подряд сразу 3 сигареты, чтобы парню стало противно. Так называемая, пародоксальная интенция. Чтобы парня затошнило и закружилась голова. Это прививает отвращение. Способ для способных к жесткости родителей. Хорошо работает, но определенный риск есть (5 сигарет сразу - опасно).
Нет точного ответа - как избавить подростка от курения - все очень индивидуально, но часты случаи, что подростки "перебешиваются" курением и бросают.
Но в любом случае, самое главное - налаживать контакт с парнем и формировать парнтерский диалог с ним (это не значит все позволять, это значит создавать отношения, через которые сын чувствовал бы самоуважение). Это не очень просто: требует от родителей особых навыков: больше молчать, чем говорить - когда общаешься с ребенком; умением задавать вопросы, не создавая у подростка ощущения, что ему лезут в душу; умение поддерживать, не капая на мозги и завоевывать авторитет в его глазах. Более подробно на форуме ответить нельзя.