Интуитивное питание и расстройства пищевого поведения
Вопрос:
Аноним , 31 мая 2016 года
Добрый день, Светлана! Меня зовут Юлия. Я пытаюсь вернуться в нормальный вес уже много лет, годов с 20-21. Я привычно все "сваливаю" на беременности и роды, на те периоды, когда была явственная прибавка в весе, но, покопавшись в памяти, все-таки обнаружила: изменения в стиле питания и, видимо, в голове, мышлении, произошли чуть раньше - когда я на 5 курсе стала подрабатывать в ГАИ (сидячая работа, кофеек, и шоколадки), а также с периода переезда к будущему мужу, это было тоже на 5 курсе. Он развозил молочку, всякие йогурты, и я их поедала ящиками, те, что он привозил домой, у которых подходил срок годности, а также, поужинав, я ужинала вместе с ним еще разок, "за компанию". Наша семья жила небогато, я выросла на рожках-картошках, люблю сладкое, но набирать вес начала именно с начала семейной жизни. Я что хочу спросить - мое здоровое питание давно нарушено..я ем за компанию, для поощрения себя, для успокоения, после тяжелого дня, если меня кто-то обидел и так далее... Как наладить эти тонкие процессы? Я уже давно забыла, как проходил мой день, к примеру, в студенчестве, хотя нет, я помню: я бегала целый день, а о еде особо не думала, носилась голодная полдня - и откладывала эту мысль на задний план, ведь у меня столько дел! Появилась еда - поела. Как-то не заморачивалась на этот счет. Сейчас я даже не припомню, завтракала ли я...А теперь - машина под попой, сладости легкодоступны, работа сидячая. Пить чай с печенькой на рабочем месте в рабочее время - не зазорно, поэтому тоже легкодоступно. Как перестать награждать и утешать себя едой? Такой легкодоступной, приятной вкусняшкой? Возможно, я хочу чувствовать себя важной и внушительной чисто физически, работа у меня с людьми, и определенное влияние на окружающих есть; также мне кажется, я отрастила запасы себе на черный день ( с финансами скачкИ ранее были значительные, в декрете приходилось себя сильно ущемлять в расходах), теперь наладилось, но я будто подстраховываюсь.
Ответ:
Светлана Бронникова
психолог, кандидат психологических наук
Юлия, добрый день! Вам здорово удалось отметить и осознать те моменты в вашей жизни, где еда перестала быть едой, когда она выполняет не свою функцию, насыщение и удовлетворение одновременно, а является утешением в трудную минуту, развлечением, когда нечем заняться и поощрением в приятные моменты жизни. Данное понимание является важным и первостепенным шагом для нормализации пищевого поведения. Вторым этапом данной работы, является нормализация питания, а именно, начать ориентироваться на сигналы голода и насыщения, что может оказаться, достаточно сложной задачей, если вы уже долго питаетесь игнорируя их. Если вам трудно определить голодны вы или нет, то можно предлагать себе еду каждые 3/4 часа, потому что данный интервал является естественным для большинства людей между приемами пищи. И следующим важным этапом работы и не менее сложным является поиск альтернативных способов утешения, поощрения и развлечения, без использования еды для этого. Желаю вам успехов на ваше пути. Со своей стороны мы всегда готовы оказать поддержку в виде ответов на ваши вопросы или групповой и индивидуальной работы в нашем центре.