Интуитивное питание и расстройства пищевого поведения
Вопрос:
Аноним , 30 декабря 2015 года
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как быть? у меня существует проблема , а точнее наверное уже болезнь. Я полненькая ,пытаюсь правильно питаться ,но потом срываюсь и наедаюсь всего . А потом в туалет и вызываю ну сами понимаете что) . Много раз ловила себя на этом , что больше не буду, это уже болезнь и опять это происходит .Помогите что делать?
Ответ:
Светлана Бронникова
психолог, кандидат психологических наук
Здравствуйте. Чувствуется по вашему сообщению, как Вы обеспокоены происходящим. А это значит, что первый шаг на пути к изменениям Вы уже сделали: осознали и признали, что с питанием происходит «что-то не то» и обратились за помощью.
Я обозначу несколько линий для размышления и работы, которые могу быть Вам полезны.
Как Вы сами уже отметили, в Вашем питании существует определённая цикличность: правильное питание (то бишь диета) – срыв – правильное питание - срыв...Обычно на «психологической стороне» этого цикла происходит следующее: чувство вины, стыда, непринятие своего внешнего вида толкает к тому, чтобы ввести ограничения в питании. Эти ограничения дают желаемый эффект, вес снижается, и Вы счастливы до той поры, пока страдания от невозможности съест шоколадку, желание вознаградить себя за перенесённые мучения, стрессовая ситуация, встреча с друзьями и т.д. не приводят к тому, что все запреты, введённые ранее, нарушаются. Более того, вы не просто едите кусочек или два, а переедаете. И чем больше вы запрещали себе, тем больше Вы съедите в момент «срыва». А после – стыд, ненависть к себе и снова диета. В эту ловушку со временем попадает каждый, кто ограничивает своё питание. Таким образом, первая идея состоит в том, что садясь на диету, вы уже заранее программируете срыв. Ограничения в питании - не выход.
Но как же похудеть, спросите Вы, если не с помощью диеты? Важно решить для себя, чего Вы хотите больше – похудеть (и тогда любая диета сработает, временно) или нормализовать, гармонизировать отношение к своему телу, весу, еде? Если Вы выбираете второе, то необходима работа, направленная на принятие тела, разрешение себе есть, когда хочется, умение осознавать нужды организма, сигналы голода и насыщения и т.д. Недиетический подход к еде - интуитивное питание - позволяет достичь этого, но путь этот небыстрый. Данный подход позволяет прервать замкнутый круг на первом шаге – не сесть на диету. При этом если Вас вес выше, чем предопределено природой, то следуя интуитивному питанию, вы похудеете.
И в завершение скажу, что ещё одним ключевым моментом в излечении является освоение навыков регуляции своего эмоционального состояния. Нередко к перееданию и очищению толкают эмоции, которые ощущаются как непереносимо сильные, такие, от которых немедленно хочется избавиться, т.к. терпеть невозможно. Поэтому важно искать и формировать другие способы обходиться с эмоциями, нежели еда. Первый шаг на этом пути – умение назвать, определить, что с Вами происходит, какую эмоцию Вы испытываете. Тревога? Злость? Обида? Что толкает Вам переесть? Что толкает Вас незамедлительно «эвакуировать» из себя еду?
На пути ответов на эти вопросы, на пути выздоровления подмогой могут послужить Вам книга С.Бронниковой «Интуитивное питание», чтение статьей и форумов по этой тематике.
При этом в чём-то вы можете разобраться сами, но нередко требуется и помощь специалистов. Ведь пищевые нарушения никогда не происходят «вдруг», они формируются постепенно. Специалист сможет провести тщательную диагностику, обозначить направления работы и сроки, поддерживать Вас на непростом пути к расслабленному и радующему питанию.