Чувства и разум, душа и тело: гармония с Миром в гармонии с собой

Вопрос:
Ольга , 4 декабря 2014 года
Ирина, здравствуйте! Прошу вас помочь мне во взаимоотношениях с дочерью. Ей 13 лет, скоро исполнится 14, учится в 8 классе. С этого учебного года она начала хуже учится, троек в четверти стало больше. Не хочу заставлять ребенка садиться за уроки, так уже пробовали и положительного результата не было. Считаю, что она сама должна понять, зачем ей это нужно и что это может ей дать. Я не стремлюсь к какой-то идеальной картине, считаю, что каждый может учиться в силу своих способностей и возможностей. Моя дочь не глупая и вполне может учиться без троек или с их минимальным количеством, но мне кажется, что у нее отсутствует желание. Она понимает, что нужно трудиться и это ее напрягает. Кроме этого она никогда не знает, за что ей ставят плохие оценки. Сама редко говорит о том, что получила плохую оценку, хотя знает о том, что я ругаю в первую очередь за то, что она сама мне об этом не говорит. У нее не хватает терпения, нет желания к учебе. Тоже самое я наблюдаю при занятиях спортом. Она серьезно занимается акробатикой, готовится стать мастером спорта. У нее что-то получается в силу способностей, а там, где нужно работать - у нее сразу пропадает желание и стремление. Пару раз поднимался вопрос о том, чтобы бросить спорт, но в итоге она приходит к тому, чтобы заниматься. Подскажите, что делать в такой ситуации? Как заинтересовать ребенка? Как ей объяснить, что труд необходим, и что без этого в жизни ничего не получится? Я и муж всегда учились хорошо, проблем с этим никогда не было. Свои амбиции через ребенка я реализовать не пытаюсь, я вполне довольна своим положением в жизни. Мне лишь хочется донести до ребенка, что необходимо прилагать усилия, чтобы чего-то добиться.


Ответ:
Ирина Лопатухина
клинический психолог, гештальт - терапевт
Здравствуйте, какая у вас способная и трудолюбивая по сравнению с другими подростками этого возраста девочка! готовится стать мастером спорта по акробатике! А сколько она ежедневно по времени тренируется? И вот заниматься акробатикой - ей удовольствие доставляет? И в чем она еще хорошо, ваша девочка? Чем вы в ней еще гордитесь, как мама, как Старшая?



Комментарии:


Ольга , 6 декабря 2014 года (автор вопроса)
Ирина, спасибо за похвалу моего ребенка) Она занимается по 2-2.5 часа в день 6 раз в неделю. Заниматься акробатикой ей нравится, но если что-то не получается и нужно приложить усилия, то она не готова это делать. В чем она еще хороша: она добрая, отзывчивая, общительная. Она отлично рисует, раньше увлекалась вышиванием, плела из бисера, но сейчас это ей уже не так интересно.
Ирина Лопатухина , 7 декабря 2014 года
Ольга, а вот каждый день по 2,5 часа тренироваться - тут ей без усилий? Вы уверены? Еще вот что хочу сказать. Подростковый кризис - это прежде всего перестройка физиологии, требующая очень большой энергии...Подростки несуразные - неуклюжие обычно - и то, что нами - взрослыми воспринимается как их лень и несобранность - на самом деле естественный фон для бурных гормональных, физиологический и психологических изменений этого возраста...И когда любимая, и- уверена - очень уважаемая мама говорит дочери - ты прилагаешь недостаточно усилий - это может вызывать много отчаяния - и протест конечно же... И трудиться - это ведь всех напрягает, всех без исключения, разве нет?! В любимом деле даже напрягает...Как вы думаете, вот эти ее ежедневные тренировки - они для нее совсем без напряжения? Извините, но похоже меня ваши требования - и ожидания - от вашей дочери тоже напрягают))) Еще раз извините)
Ольга Крылова , 8 декабря 2014 года (автор вопроса)
Ирина, спасибо за комментарий. Я, также как и вы думаю, что тренироваться - это тоже усилия. Мою дочь никто это делать не заставляет, она идет на тренировки с удовольствием и по своему собственному желанию. Большинство детей, с которыми занимается моя дочь, учатся на отлично. Получается, что это возможно, совместить и тренировки и учебу? Я понимаю, что, может быть, сравнивать здесь не нужно, все дети разные и у всех разные возможности. Согласна с вами, что труд напрягает, кого-то в большей, кого-то в меньшей степени. Но ведь это же не отменяет того, что нужно трудиться? Если нужны результаты - нужен труд. В той же акробатике - можно заниматься просто так, для себя, но она хочет получить мастера спорта, поэтому естественно, что тренер от нее просит приложить больше усилий, чтобы достигнуть результата. Тоже самое в учебе - не хочешь напрягаться, не напрягайся, результат будет соответствующий. Сейчас условия жизни у нас такие, что уже в 9 классе ребенок должен сам определиться, куда ему пойти учиться. Даже при поступлении в колледж от детей требуют хороших отметок. Сейчас все просто: не умеете учиться - идите работать. Она хочет поступить в престижный спортивный колледж, где большой конкурсный отбор. Другие варианты она не рассматривает. Мой ребенок кроме меня никому не нужен, и если я ей не объясню, что в жизни будет очень много ситуаций, при которых нужно прилагать усилия, то ей придется усвоить это довольно дорогой ценой собственных ошибок. И я не уверена, что для моего ребенка это станет стимулом для дальнейших действий. Она, наоборот, может опустить руки. Спасибо вам за консультацию.
Ирина Лопатухина , 8 января 2015 года
Ольга, месяц здесь отсутствовала, вам все еще актуальна наше переписка? Дайте п-та знать, если актуальна, и мы продолжим, спасибо)


Написать комментарий:

Представьтесь: