Медицинский психолог Татьяна Гер(асименко)
Вопрос:
Оливия Коноплева , 31 октября 2014 года
Татьяна здравствуйте! Подскажите пожалуйста как поднять сыну 9 лет самооценку. Он у нас ребенок желанный, читать писать начал рано, больше любит всякие журналы с заданиями, ребусы, вообщем мальчик намного умнее своих сверстников. Семья у нас полная, правда занималась всегда с ним я (даже на Айкидо вместе ходим), папа чаще отвезет в садик/школу и привезет, но он и занятой... то командировки то с учебой. Мы никогда не требовали от него быть самым лучшим, особо не наказывали за плохое поведение (даже если были записи в дневнике), но... он сильно переживает если в школе их класс проиграет (до слез, истерики), чуть сделаешь ему замечание - сразу сам назначит себе наказание (телевизор, комп, читать) и тут же исполняет его, пессимист. Вчера была на собрании посмотрела ответы на тесты, так он пишет, что самый плохой ученик, самый несчатный, мотивации нет ни к поощрениям, ни к оценкам. Переживаем за него, если ничего не менять, то в будущем ему очень плохо будет. Пока решили с мужем поискать информацию, и попробовать дома в семье повысить самооценку, чтоб не заметно для него. Если не получиться, то поведем к специалисту... Да, в садике занимались по Монтессори, во второй группе, он был самый маленький (ему три года) и старшие дети (пять, шесть лет) часто дразнили его, когда мне жаловался, я говорила ответь что-то в ответ или дай сдачу, он не считал это нужным, так и говорил, "Мам, ты что, так нельзя делать" PS. В прошлом году родилась сестра, он ее сильно любит, ревности нет.
Ответ:
Татьяна Гер(асименко)
Медицинский психолог, гештальт-терапевт, высшая квалификац.категория
Ой, Оливия, то, чем вы поделились, очень грустно и очень тревожит меня. Поведение вашего славного мальчика не детское, не спонтанное, уровень его внутренней тревожности высокий, эмоции подавлены. Он такой правильный, осознанный - это, конечно, удобно для родителей, многие бы хотели иметь такого понимающего ребенка. Конечно, такие качества вызывают симпатию. Однако проблема, как уже мне видно, заключается в нескольких вещах. 1. эмоциональная зажатость, он не позволяет себе быть спонтанным, быть неправильным, быть оцененным негативно, он настолько этого боится, что предпочитает сам себя наказать.2. сформировался защитный механизм "ретрофлексия", который может спровоцировать любые психосоматические заболевания в перспективе. Что могу вам сказать - вы хотите вести к специалисту, так вот ваш ребенок при соматич.и психологич.здоровье не мог сам себя так в оковы заковать. Это противоестественно для детской спонтанной природы. То, что у него это давно (история про 3 хлетний возраст в садике), говорит просто о "длинной бороде" проблемы. И она заключается в стиле вашего воспитания в первую очередь. Я вижу, и это очевидно, что вы любящие умные родители, но вы поспособствовали формированию такой самооценки и установок неосознанно. Для того, чтобы ребенок начал бояться не быть первым, получить наказание, не обязательно лютовать: кричать, угрожать, говорить: "будь первым, мы будем гордиться тобой". Не обязательно. достаточно ребенку просто чувствовать атмосферу, ловить, что родители страшно гордяться им, когда он достигает чего-то. Вот обратите внимание, Оливия, вы описываете ситуацию и сразу же начинаете рассказ о ребенке с его достижений: "читать писать начал рано, больше любит всякие журналы с заданиями, ребусы, вообщем мальчик намного умнее своих сверстников"...Это и есть показатель того, что неосознанно вы постоянно давали ему сигналы - достигай, мы гордимся тобой и тогда мы любим тебя. Конечно, вы любите его и без всякий условий, но ребенок с раннего возраста впитал важность "движения вперед". Кроме того, вы сразу пишите "он у нас ребенок желанный" - предполагаю, что вы много транслировали и транслируете ему ожиданий, своих надежд и прочее. Все это, вероятно, легло на плечи талантливого, способного ребенка грузом повышенной ответственности и тревоги не соответвовать ожиданиям. А если вы поведете ребенка еще и к психологу "сделайте с ним что-нибудь, у него самооценка снижена", он может вновь получить подтвеждение своей неуспешности. Вообще, в ситуации низкой самооценки ребенка, а в вашем случае, еще и субдепрессивных проявлений (я несчастный, я самый плохой ученик), психолог работает в первую очередь с родителями. Потому что ребенок -только отражение семейной системы. Ищите не детского психолога, а семейного психолога, который умеет работать с семьей. Если захотите, можете записываться ко мне в скайпе.